Медовый Спас

Медовый Спас имеет и другие названия – Первый Спас, Маковый Спас, Спас на воде

Медовый Спас

Медовый Спас, так называется народом православный праздник первого дня Успенского поста, который был установлен еще в IX веке, назван так он в честь Древ Креста Господня.  Отмечается ежегодно 14 августа. С древних лет в Константинополе был обычай, традиция пронести Честное Древо Креста улицами города. По преданию это защищало жителей от различных болезней. До дня Успения Пресвятой Богородицы все христиане имели доступ к Древу Креста для поклонения.

На Руси праздник стали отмечать несколько позже, с конца XXV века. Этот день определяется по прохождению ровно одного месяца после окончания Петрова поста, в этот день начинается Успенский пост, который предваряет великие праздники Преображения Господня, а также Успения Божией Матери. Успенский пост имеет основные вехи – это три праздника, которые следует друг за другом, три Спаса: Всемилостивого Спасителя (иначе – Медовый Спас), Преображения Господня (народное название – Яблочный Спас), и третий – это перенесение Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа (другое название – Ореховый Спас).

Успенский пост более мягок, чем Великий, но более строг, нежели Петров или Рождественские посты. По понедельникам, средам и пятницам необходимо питаться в сухую, по вторникам и четвергам разрешено в пищу употреблять отварные овощи без употребления масла, оно (масло)  разрешалось к употреблению только по субботам и воскресениям. А вот до празднования Преображения Господня (Яблочный Спас) церковь рекомендовала воздерживаться также от яблок и винограда.

В некоторых местах Первый Спас, Медовый Спас называют Мокрым. В этот день совершается водоосвящение, для этого служителям церкви отправляются к водным источникам, рекам и озерам. Крестьяне считали очень полезным купание в этих освященных водах.

Хотя наиболее распространённое название этого праздника – Медовый Спас. Именно это время было наиболее удобное для подрезки или заламывания сот. Это было необходимо сделать, так как иначе мед вытащат соседние пчелы. Причем пчеловоды соблюдали обычай приносить свежесобранный мед в этот день для освящения в церковь. Также несли в церковь для освящения овощи и семена, для освящения первых плодов летних работ.

Южные районы, в которых освящают и маковые головки, называют этот праздник – Маковым Спасом.  Этот день отмечали угощениями, приготовленными из мака и меда. Существует множество народных рецептов приготовления этих булочек, пирожков с применением мака.

Медовый Спас для крестьян являлся отправной точкой для осенних полевых работ. Начинали пахать поля под посев озимых, отделывали овины к зиме, очищали гумна. Начало посева озимой ржи сопровождалось определенным ритуалом. Приводили самого старого сельского пахаря в поле, для того чтобы он первую горсть зерна бросил в землю. Это по преданию сопутствовало богатому будущему урожаю. Было много примет и поговорок, связанных с посевом озимых: «В дожди не должно сеять ржи»; «Паши под озимы, готовь гумна и овины» и много других.

Мужчины в это время работали на поле, женщины и дети ходили в лес – заготавливали малину. Малина кроме любимого лакомства, также была полезным лекарственным растением, которая хорошо помогала при простуде. Также собирали ягоды черемухи, применяли ее также в народной медицине, как вяжущее, мочегонное и потогонное средство.

Понравилась запись - поделись!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Добавьте постоянную ссылку в закладки. Вы можете следить за комментариями через RSS-ленту этой статьи.
Ваш комментарий или трекбек: Адрес для трекбека.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.