Режим дня для школьника и его особенности
Для любого школьника важно составить правильный режим и дальнейшее его соблюдение, причем желательно без значительных отклонений. Подготавливая ребенка к школе, родители заботятся обо всем: о красивой форме, о школьно-письменных принадлежностях, об учебниках. Но, не все, а даже больше, наверное, многие не задумываются о режиме дня для своего школьника.
А ведь от режима дня школьника многое зависит. Ведь рациональное распределение времени суток по видам деятельности как раз и заключается в рациональном использовании времени на различные виды деятельности и отдыха. Необходимо это делать также и с учетом биологических ритмов молодого организма школьника.
В обязанности родителей входит и организация правильного режима дня для своего ребенка. Это в свою очередь позволит школьнику обеспечить лучшие условия, как для его учебы, занятий, так и для отдыха. А это в свою очередь будет позитивно влиять на его здоровье, школьную успеваемость, а также на его физическое и умственное развитие.
Правильный режим дня для школьника и его организация
Правильный режим школьника предусматривает строгое чередование его элементов:
- Это утренний подъем и утренние процедуры.
- Прием пищи в течение дня.
- Занятия в школе.
- Приготовление домашнего задания.
- Занятия спортом, физкультурой.
- Посещение кружков по интересам, чтение книг и т.д.
- Прогулки на свежем воздухе, общение с друзьями, товарищами.
- И, конечно же, не надо забывать об отдыхе.
Выполнение этих элементов в определенном порядке и в определенное время, причем это необходимо делать каждый день, для того, чтобы это вошло в систему. Эти действия позволят центральной нервной системе ребенка образовать связи, которые будут облегчать переход от одного элемента к другому, причем это позволит минимизировать затраты времени на выполнение отдельных операций и всего действия в целом.
При составлении режима дня школьника надо принимать во внимание его возрастные особенности и главное – это нервная система. Ведь нагрузка, на учеников начиная с младших классов к старшим может, да и должна постепенно увеличиваться. Нельзя перегружать ребенка не посильными заданиями. Это ни к чему хорошему не приведет.
Утро для ребенка, да, в общем-то, и для любого человека, в том числе и родителей, должно начинаться с утренней зарядки. Она помогает прогнать остатки сна и зарядит бодростью на целый день. Главная деятельность школьника – учеба. Необходимо также приучать детей к физическому труду, приносящему пользу.
Домашние задания не стоит выполнять сразу по возращению из школы, необходимо сделать перерыв. В это время (не менее 2,5 часов) можно провести на свежем воздухе, можно поиграть в подвижные игры. Ориентировочное время на подготовку домашнего задания по группам следующее:
- Для школьников младших классов – это от 1,5 до 2 часов.
- Для школьников средних классов – это от 2 до 3 часов.
- Для старших школьников это время составит – от 3 до 4 часов.
Школьники, которые учатся в первую смену приступать к выполнению домашних заданий должны не ранее 16 – 17 часов, для первой смены выполнение домашних заданий начинается с 8 – 8:30 часов утра. Выполнив домашние задания, школьнику желательна прогулка на свежем воздухе.
При выполнении домашних заданий необходимо соблюдать определенный режим – 45 мин. занятий, десяти минутный перерыв с проветриванием комнаты. Школьник должен выполнять домашние задание в тихой, спокойной обстановке.
Необходимо в режиме дня школьника предусмотреть время для занятий по интересам, примерно от одного часа до двух с половиной. Необходимо привлекать также их к посильному домашнему труду.
Соблюдая режим приема пищи в определенное время, школьник выработает условный рефлекс, который будет вызывать у него аппетит, это приведет к лучшему усваиванию пищи, станет залогом здоровья.
Завершать день школьник обязан вечерними гигиеническими процедурами (около 30 мин.). Кроме того школьник приводит в надлежащий вид свою форму и обувь.
Ночной сон ребенка должен длиться примерно 10 часов. Необходимо ложиться спать в одно и то же время. Для младших школьников это не позднее 21:00, а для старших – 22:00 – 22:30.
Ученики и первой, и второй смены должны подниматься утром в семь часов.
Ориентировочный режим дня для школьника, учащегося в первую смену:
7 утра – пора подниматься;
7 ч. — 7. 30 мин. – делаем зарядку, гигиенические мероприятия, уборку постели;
7:30 мин. — 7:50 мин. – не спеша, но и не растягивая, завтракаем;
7:50 мин. — 8:20 мин. – необходимое время на путь в школу;
8:30 мин. — 12:30 мин. – занятия в школе;
12:30 мин. — 13 ч. – необходимое время на путь из школы;
13 ч. — 13:30 мин. – время обедать;
13:30 мин. — 14:30 мин. – время на сон или отдых;
14:30 мин. — 16 ч. – играем на воздухе или гуляем;
16 ч. — 16:15 мин. – легкий перекус, полдник;
16:15 мин. — 18 ч.– время на выполнение домашних заданий;
18 ч. — 19 ч. – время на вечернюю прогулку на воздухе;
19 ч. — 19:30 мин. – время на ужин;
19:30 мин. — 20:30 мин. – занимаемся по интересам (чтением, спокойными играми, помощь семье и т.д.);
20:30 мин. — 21 ч. – осуществляем подготовку к следующему дню и сну (чистка обуви и одежды, гигиенические процедуры);
21 ч. – время отхода ко сну.
Пример режима дня для младшего школьника, который учится во вторую смену:
7 утра – поднимаемся;
7 ч. — 7:15 мин. – делаем зарядку, гигиенические процедуры, убираем свою постель;
7:15 мин. — 7:35 мин. — завтракаем;
8 ч. — 10 ч. — работаем над домашним заданием;
10 ч. — 11ч. – время на занятия по интересам (музыка, чтение);
11ч. — 11:30 мин. – легкий второй завтрак;
11:30 мин. — 12:30 мин. – совершаем прогулку;
12:45 мин. — 13ч. – не торопясь обедаем;
13 ч. — 13:20 мин. — время на путь в школу;
13:30 мин. — 18-19 ч. – время на школьные занятия;
18-19 ч. — 20 ч. – вечерняя прогулка;
20 ч. 20:30 мин. – время ужина;
20:30 мин. — 21:30 мин. – время для занятий по интересам;
21:30 мин. — 22 ч. – готовимся к следующему дню, а также ко сну (чистка обуви и одежды, гигиенические процедуры);
22 ч. – отбой и сон.
Конечно, надо понимать, что это только ориентировочные режимы дня. Для каждого школьника должно учитываться его индивидуальное развитие и окружающая среда.