Формы духовной культуры – основные понятия
К основным формам духовной культуры относятся следующие понятия:
- Миф – это не только первая исторически форма культуры, но также и показатель духовной жизни человека, причем сохраняющийся даже и тогда, когда он (миф) утрачивает свое господство. Сущность мифа заключается в том, что он представляет собой бессознательное смысловое родство человека с силами непосредственного бытия – природы или общества. При выступлении мифа в виде единственной формы культуры, то для человека все одушевляется, природа становится грозным миром, появляются родственные человеку мифические существа – это демоны и боги.
- Религия – выражает потребности человека, людей ощущать свою причастность к основам бытия. Только теперь человек ищет свои основания не непосредственно в природной жизни. Боги религий обитают в области потустороннего мира (трансцендентного). В религии обожествляется, в отличие от мифов, не природа, но сверхприродные силы человека, и конечно в первую очередь – дух свободный и творческий. Так как божество помещается в другой потусторонний мир и воспринимается человеком как сверхъестественный абсолют, то религия освобождает человека от мифологической зависимости. То есть от природы, зависимости от стихийных и сил страсти. Религия побуждает человека к поискам первоначальности в духовной, религиозной области.
- Нравственность появляется тогда, когда миф уходит в прошлое. Где поведение человека внутренне сливалось с природой, коллектива и другого на бессознательном уровне. Теперь человеку необходим самоконтроль. Первые регулятивы нравственности – это стыд, долг, честь, совесть. Нравственность проявляется как способность человека к самоограничению, самоконтролю, самооценке своих действий.
- Искусство удовлетворяет людей в образно символическом выражение, а также воспроизведении значимых этапов в жизни. Оно создает как бы вторую реальность – выраженную специальными образно-символическими средствами.
- Философия («любовь к мудрости») – служит для выражения мудрости, она при обращении к смысловым основам бытия видит материальные вещи, да и весь мир в их человеческом измерении.
- Наука – изучает мир, строит модели, служит для познания мира, его законов. Это используется в дальнейшем для улучшения жизни человека и общества в целом.
- Идеология, также является одной из форм духовной культуры. Она представляет собой систему взглядов, убеждения, ценности и установки, с помощью которых формируются отношения людей к реальному миру, к социальным проблемам и конфликтам. Она содержит цели общественной (социальной) деятельности, которая направлена на стабилизацию или изменение общественных отношений.
Таким образом, формы духовной культуры многообразны и имеют большое значение при формировании духовно развитой личности, для развития как индивидуума в виде человека, так и общества в целом.